Рабочая встреча жителей города Находка с ответственными лицами прошла 18 октября на видовой площадке микрорайона мыс Астафьева, сообщает «НовостиНаходки.рф» со ссылкой на ИА «Красная Весна».

С жителями микрорайона встретились заместитель руководителя ФС Росприроднадзор Рамиль Назимов и руководитель Тихоокеанского морского Управления (ТОМУ) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Альтаир Тюменев. На встрече также присутствовали начальник отдела экологии Находкинского городского округа (НГО) Максим Мельников, начальник аппарата администрации НГО Н. Г. Агрицкая, инспекторы ТОМУ Росприроднадзор по г. Находка.

Руководители Росприроднадзора рассказали о плане мероприятий надзорных органов и о контроле за выполнением поручения Президента РФ № 524 от 31.03.18 г. Речь шла и о разработке техрегламента для стивидорных компаний, о внесении дополнений в справочник, включая перечень необходимых технологий по внедрению дополнительных систем орошения и пылеподавления, предлагаемых к утверждению. Говорили и об установлении стивидорными компаниями систем мониторинга.

В свою очередь жители припортового района задали вопросы: о росте заболеваемости органов дыхательной системы у детей и взрослых, об онкологических заболеваниях жителей, о нарушении их конституционных прав, о неэффективности принимаемых стивидорными компаниями мер по пылеподавлению, т. к. угольная пыль в квартирах не исчезла, даже несмотря на дожди и повышенную влажность в летний период. Несколько жителей принесли влажные салфетки с угольной пылью, которыми только что протерли подоконники в квартирах. Жительница дома Астафьева 115 показала крышку от ведра, которое стояло на ее балконе неделю. Крышка была покрыта толстым слоем угольной пыли, осевшей за это время. Поднимался и вопрос повышенного шума при производстве погрузочных работ в ночное время.

Пылезащитные экраны и водяные пушки не могут быть эффективны, т. к. нарушены основные нормы — несоответствие размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ). СЗЗ как таковой нет: жилые дома, школа, детский сад находятся на расстоянии 200–500 м от площадок перегрузки угля. То есть весь район угольных терминалов находится в эпицентре СЗЗ! В спальном районе, где проживают более 3 тыс. жителей, переваливают 6 млн тонн угля в год, что составляет 46% всего объема переваливаемого в порту Находка угля. Согласно нормативам СЗЗ для терминалов с таким объемом перевалки должна быть не менее 1000 м.

Но проекты обоснования размера санитарно-защитной зоны не входят в компетенцию Росприроднадзора, а представителей Роспотребнадзора, которые отвечают за благополучие граждан, на встрече не было.

Жители высказали свое недоверие ОАО «Терминал Астафьева», который в очередной раз представил проект терминала закрытого типа. Этот проект с 2012 года демонстрировался на всех международных саммитах и форумах, но, несмотря на многочисленные красивые обещания, так и не реализован. Получить копию нового трехстороннего меморандума, подписанного на ДВЭФ, для ознакомления с проектом, оборудованием, сроками, условиями его реализации не удалось. Документ конфиденциален.

Активное желание построить терминал закрытого типа в спальном районе как минимум вызывает недоумение. Санитарная зона имеет постоянную величину и не может, как резиновая, растягиваться для получения необходимых согласований. Этот вопрос не поднимается и не обсуждается при очередном предоставлении нового, шестилетней давности, проекта.

Заместитель руководителя ФС Росприроднадзор Р. Х. Назимов сообщил, что весной 2018 г. со стивидорными компаниями г. Находка были подписаны соглашения, с участием Администрации Приморского Края, представителей Росприроднадзора, о внедрении технологий пылеподавления и поэтапном переходе на закрытую перевалку угля. ОАО «Терминал Астафьева» соглашение до сих пор не подписано.

По мнению жителей, идет заговаривание проблемы, оттяжка времени, прикрытие меморандумом, очередными обещаниями и намерениями строительства терминала закрытого типа, реализацию которого жители ждут уже шесть лет.

Причем на вопрос жителей, «будете ли вы останавливать производство, чтобы строить терминал закрытого типа», зам. директора «Терминал Астафьева» ответил, что нет, будут вести деятельность по перевалке угля и одновременно строить. Хотя каким образом это можно сделать, не останавливая процесс производства, не понятно. В макете проекта не предусмотрено расположение 1/5 основного корпуса Находкинской баночной фабрики (НЖБФ), который еще не снесен и черным стоит среди угольных куч, как «монумент градообразующему предприятию», на котором работало более 2,5 тысяч человек.

На встречу с руководителями Росприроднадзора ОАО «Терминал Астафьева» привез «группу поддержки» из своих работников и жителей, которым вставили окна и застеклили балконы. Эта группа поддержки говорила о «замечательном и социально ответственном терминале», о рабочих местах и пополнении бюджета города.

Но среднесписочная численность работающих на ОАО «Терминал Астафьева» за 2017 год — 432 человека, причем около 80% работающих — жители Партизанского района, а не г. Находка. Да и несколько человек из группы «поддержки» оказались не жителями микрорайона мыс Астафьева, поэтому всех «прелестей жизни» в угольной пыли им не понять. А пополнили бюджет всего лишь на 6,2 млн руб. Кто больше пылит, тот меньше пополняет.

Представитель партии «зеленых» вручил Р. Х. Назимову результаты социологического опроса жителей г. Находка о проблемах города, где, по мнению жителей, главные проблемы — открытая перевалка угля и здравоохранение.

После встречи руководители Росприроднадзора посетили квартиры троих жителей микрорайона, где сделали фото угольной пыли в жилых помещениях. Жители микрорайона мыса Астафьева надеются, что наглядная демонстрация пыли больше убедит проверяющих, чем мониторинг, который носит уведомительный характер и, как следствие, не показывает объективной картины. По утверждениям жителей, уже за несколько дней до проверки, работы по перевалке ведутся менее интенсивно, водяные пушки включаются на полную мощность, что искажает показания содержания вредных веществ в воздухе.

Хотелось бы верить, что встреча с жителями имела целью не убедить их в необходимости строительства терминала в санитарной зоне, а принять меры к закрытию терминалов, которые уже работают с нарушением законов России.