Уже миновало три недели 2021 года и впору вспомнить о том, что перед стивидорами была поставлена задача до его начала перейти на закрытую перевалку угля. Увы, но на данный момент очевидно, что в большинстве случаев в портах бухты Находка она остаётся открытой.

Какие бы высокие защитные экраны ни построили, какие бы мощные и разнообразные пылеподавляющие системы ни запустили, какие бы жёсткие внутренние нормативы ни вводили, всё это не решает главной задачи, поставленной перед угольными стивидорами. И как результат — черный лёд, чёрный снег, черный налёт на подоконниках и игровых площадках.

Да, возможно, благодаря этим мерам угольной пыли стало чуть меньше, чем было 4-5 лет назад, когда против открытой перевалки поднялся весь город. Но совершенно точно её сейчас больше, чем было бы, выполни стивидоры ту самую поставленную задачу.

Впрочем, будет неверным утверждать, что все угольные терминалы бухты Находка не уложились в установленные сроки. Есть, как минимум, одно исключение. Им стал, как ни удивительно, «Терминал Астафьева».

Почему это кажется удивительным?

В первую очередь, потому, что 4-5 лет назад именно эта стивидорная компания считалась одной из наиболее «пылящих», а площадка порта — наименее подготовленной для перевалки угля. В вину «Терминалу Астафьева» также постоянно ставили широко разрекламированный, но так и не реализованный (по объективным, надо признать, причинам) проект интермодального комплекса.

Однако сейчас именно эта компания из всех находкинских стивидоров наиболее близко подошла к выполнению задачи по переходу на закрытую перевалку угля в ближайшее время. И если до конца 2020-го не получилось это сделать, то в наступившем году, судя по всему, работы будут завершены.

Причём, если 4-5 лет назад «Терминал Астафьева» (как, впрочем, и все стивидоры) пыталась решить проблему малыми средствами — пушки пылеподавления, защитные экраны и установка стеклопакетов в ближайших домах, то последние два года компания целенаправленно шла к созданию технологически современного, мирового уровня закрытого комплекса перевалки угля.

Об этом говорит, например, тот факт, что перед разработкой проекта крытого навеса был изучен и учтён опыт стивидоров Японии и Кореи, схожие с Приморьем по климатическим условиям. Равно как и то, что элементы конструкции навеса изготовлены испанской компанией Gaptek по индивидуальному заказу «Терминала Астафьева». Монтаж этого комплекса уже вышел на завершающую стадию.

А ещё раньше была смонтирована конвейерная линия закрытого типа, исключающая контакт угля при перемещении его по территории, а также внедрена погрузка угля в трюм судна телескопической погрузочной машиной. И при этом компания продолжала совершенствовать системы пылеподавления — наращивать защитные экраны, внедрять пушки и т.п.

По факту, с завершением монтажа навеса «Терминал Астафьева» полностью выполнит задачу по переходу на закрытую перевалку — судя по всему, первой из стивидоров в бухте Находка. На какой стадии эта работа находится в других портах, сказать сложно. Но совершенно точно вскоре конкретно эту компанию нельзя будет упрекнуть за угольную пыль на снегу и подоконниках.

К слову, это не единственное изменение, замеченное со стороны. Подход руководства компании к социальной ответственности стал еще более комплексным. За последние два года «Терминал Астафьева» в разы увеличил долю участия в жизни города: поддержка социальных инициатив, благоустройство, финансирование спортивных клубов. Одним из последних крупных шагов стала спонсорская поддержка главной футбольной команды Находки «Океана» и его спортивной школы, что имеет огромное значение для горожан.

Вот такая метаморфоза произошла с «Терминалом» — из главного объекта критики в самую передовую в этом сегменте компанию.