Переполненные мусорные баки, заваленные мусором и другими бытовыми отходами контейнерные площадки, которые превращаются в помойки, привлекающие бездомных животных, антисанитария — ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов в Находке близка к критической. Такую точку зрения в беседе с корр. ИА PrimaMedia высказал депутат Законодательного собрания Приморского края Всеволод Романов, избиравшийся по округу № 18, в границах которого находится Находкинский городской округ.

— Всеволод Геннадьевич, неужели ситуация с вывозом твердыми коммунальными отходами в Находкинском городском округе настолько серьезна?

— К сожалению. На сегодняшний день ко мне поступило большое количество обращений граждан по поводу ситуации с вывозом твердых коммунальных отходов в Находке. Главная проблема заключается в том, что ТКО не вывозятся в установленные законодательством сроки. В результате мусор накапливается в баках и на контейнерных площадках, а также за их пределами. Как следствие, такие стихийные свалки привлекают бездомных собак, что, конечно же, составляет определенную угрозу для жителей. Самое плохое, что место хаотичного скопления мусора может находиться в непосредственной близости от детских учреждений. И это не голословные утверждения. Сужу по фотографиям, которые присылают граждане на мой телефон.

ТКО не вывозятся в установленные законодательством сроки

— Какие меры как депутат вы принимаете?

— Обращаюсь в администрацию Находкинского городского округа. Причем не только с официальными депутатскими запросами. Чтобы ускорить процесс и оперативно помочь избирателям, связываюсь по телефону, присылаю фотографии, отправленные жителями, сообщаю конкретные адреса.

Надо отдать должное специалистам администрации. Реакция на мои сообщения следует довольно оперативно. Отходы, скопившиеся в тех или иных местах, оперативно вывозятся.

Но, разумеется, так решать проблему не совсем правильно. Фактически депутат ЗСПК и администрация Находки совместно в ручном режиме занимаются тем, что должно происходить само собой при условии того, что система обращения с ТКО в Находке внедрена, апробирована и отлажена.

— То есть система вывоза мусора в Находке не выстроена абсолютно?

— Нет, утверждать это, вероятнее всего, нельзя. На сегодняшний день в Находке существует всего одна компания, «Чистый город», которая занимается вывозом ТКО на полигон по контракту с управляющими компаниями. Я запрашивал у некоторых управляющих компаний этот контракт, для того чтобы проанализировать его и понять, что обязаны делать УК, а что – «Чистый город». Анализ помог понять, что корень проблемы, скорей всего, в том, что ситуация рассматривается несколько однобоко.

Администрация городского округа в первую очередь требует с компании-подрядчика вывозить ТКО. В свою очередь «Чистый город» правильно реагирует на требования администрации – не так давно местные СМИ сообщили о том, что компания приобрела  еще четыре новые единицы техники. Однако ситуация не меняется. Причем мусорный коллапс начался еще в августе. Впервые с главой города мы говорили об этом в сентябре. После этого появились какие-то благоприятные изменения, но они, к сожалению, оказались краткосрочными. Через неделю-две я вновь стал получать обращения и тревожные фото на телефон от обеспокоенных избирателей.

— Получается, новая техника не помогла? Или надо было приобрести больше?

— Как оказалось, дело даже не в технике, а в хроническом недостатке контейнером для сбора отходов. Мониторинг ситуации показал, что сегодня в Находке не хватает более 500 баков для сбора ТКО.

Стихийные свалки привлекают бездомных собак

— А кто их должен приобретать? Администрация города? «Чистый город»?

— По контракту, это должны делать управляющие компании. В обязанности «Чистого города» входит ежесуточный вывоз накопившегося за день мусора и еженедельный вывоз габаритных ТКО – вынесенной жителями упаковки, старой бытовой техники, мебели и т.д.

За соблюдением чистоты и порядка на самой контейнерной площадкой обязана следить управляющая компания. Зачастую происходит так, что на площадке стоят уже освобожденные от отходов баки, а рядом с ними все завалено мусором. Вот его и должен убирать дворник. А управляющая компания следить, чтобы он делал это своевременно и качественно.

— Значит, ответственность за возникновение стихийных помоек вместе с «Чистым городом» должны нести управляющие компании?

— Именно так. Скажу больше, в настоящее время приходится констатировать, что в Находке абсолютно не налажена работа управляющих компаний в части исполнения их обязательств по контракту с компанией «Чистый город».

Почему администрация округа не требует с УК оперативно включаться в эту работу и выполнять свои обязательства по условиям контракта, мне не понятно. Я много раз спрашивал об этом, но ответа так и не получил.

Меня также удивляетпозиция контрольно-надзорных органов, в частности Роспотребнадзора. Совершенно непонятно, почему сотрудники территориального отдела, которые живут в Находке и ежедневно наблюдают за тем, как город тонет в мусоре, никак не реагируют. Не выезжают на место, не составляют акты, не штрафуют, не выдают предписания управляющим компаниямнавести порядок на контейнерных площадках?

Насколько я знаю, Роспотребнадзором разработаны определенные ГОСТы для социальных учреждений. Например, существуют расчеты, позволяющие понять, сколько контейнеров для сбора ТКО требуется на такое-то количество людей, находящихся в учреждении. Почему аналогичных нормативов нет для УК, мне не понятно.

Обращался я также и в жилищную инспекцию по Находке, однако там считают, что состояние контейнерных площадок — не их задача. Что кажется мне довольно странным. Если жилинспеция контролируете работу управляющих компаний, то она, вероятно, должна разбираться, почему УК не выполняют свои обязанности по части содержания контейнерных площадок.

Вот такие фотографии присылают избиратели из Находки депутату Романову

Складывается впечатление, что все ждут 1 января, когда в Приморье появитсяединый оператор по обращению с ТКО. Однако единый оператор будет принимать то, что ему будут передавать. И если в городена момент передачи наблюдается мусорный хаос, то, значит,оператору придется намного сложнее, ему понадобятся дополнительные расходы. В том время как на разных уровнях власти обсуждается, как сделать так, чтобы тариф за обращение с ТКО для населения был подъемным.

А пока, к сожалению, складывается впечатление, что бытовыми отходами в Находке никто не занимается: ни администрация, ни надзорные органы. И что жители, по сути, остаются один на один с управляющими компаниями, которые не считают нужным заниматься площадками, а то и открещиваются от них, как могут. Некоторые, например, все сводят к тому, что площадки не оформлены, то есть ничьи, поэтому управляющая компания за них ответственности не несет.

— И все-таки решение у проблемы есть? Что вы думаете как депутат, погрузившийся в эту тему? 

— Решение есть, и оно, на самом деле, очень простое. Есть контракт. Есть два участника контракта – «Чистый город» и управляющие компании. Администрации Находкинского городского округа в рамках своих полномочий нужно контролировать, как он исполняется обеими сторонами – и компанией-подрядчиком и управляющими компаниями. И если у УК и «Чистого города» возникают какие-то взаимные претензии и споры по контракту, администрация должна выступать в роли третейского судьи.

— Всеволод Геннадьевич, на самом деле проблема обращения с ТКО в целом очень актуальна для всего Приморья, а не только Находки. Об этом можно судить хотя бы потому, что с 20 декабря краевое предприятие «Приморский экологический оператор», которая с 1 января 2020 года будет реализовывать так называемую «мусорную реформу» в Приморье, запустит дополнительные телефоны для горячей линии по вопросам работы новой системы обращения с коммунальными отходами.

— Кроме того, региональный оператор открывает четыре офиса в четырех городах — Уссурийске,  Арсеньеве, Лесозаводскеи Находке. То есть у жителей города появится возможность напрямую обращаться к оператору по всем интересующим их вопросам.

Конечно, мы очень рассчитываем на то, что реформа поможет навести порядок в сфере обращения с ТКО. Напомню, формирование современной системы обращения с бытовыми отходами предусмотрено региональным проектом «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология». Предполагается, что к 2024 году в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов доля ТКО, направленных на утилизацию, будет увеличена до 13%, в обработку – до 60%.

Уже сформирована дорожная карта реализации проекта. Согласно ей, с 1 января договоры с полигонами и компаниями по транспортировке ТКО, победившими в конкурсе, будет заключать именно оператор. Все ранее действовавшие договоры с независимыми компаниями должны быть расторгнуты. Плата будет начисляться по новым тарифам и нормативам.

Для магазинов, парикмахерских, объектах другого бизнеса, расположенных в нежилых помещенияхмногоквартирных домов, вводится новый порядок оплаты за обращение с ТКО — норматив накопления (при условии, что предприниматели не имеют собственных контейнерных площадок).

За незаключение договоров с единым региональным оператором и непередачу ему отходов предусмотрена административная ответственность. Законопроект «О внесении изменений в закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае» депутаты Заксобрания поддержали 11 декабря.

За первичное нарушение граждане будут должны заплатить от 2 до 4 тысяч рублей, должностные лица — от 20 до 30 тысяч рублей, а юридические — от 100 до 250 тысяч рублей при повторном нарушении.

— Многих волнует, сколько будут платить за вывоз ТКО рядовые жители?

— Тариф на вывоз ТКО для жителей края определен четко: он составляет 80 рублей с каждого прописанного в жилом помещении. При этом сохраняются все льготы, положенные социально-незащищенным слоям населения.