Однако в исполнении поручения президента РФ по улучшению экологической обстановки в Приморье обнаружилось слабое звено

На совещании в Москве с участием стивидоров Приморского края был обсуждён проект соглашения, которое предусматривает серьёзные санкции за нарушения, вплоть до расторжения договора аренды причальных стенок и, как следствие, полного прекращения перевалки угля.

 

Как сообщает ИА PrimaMedia, совещание во исполнение поручений президента РФ Владимира Путина от 31.03.2018 № Пр-524 и пункта 6 поручения заместителя председателя правительства РФ Александра Хлопонина от 6 апреля 6.04.2018 № АХ-П9-1969 по вопросу заключения и исполнения соглашений о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения Приморского края, а также исключение вредного воздействия на окружающую среду при перевалке каменного угля прошло 22 мая в Москве, в структуре Минтранса Росморречфлоте.

Приморские участники смогли присоединиться к совещанию в режиме видеоконференции, которая была организована в офисе Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» во Владивостоке. В числе других вопросов повестки обсуждался проект соглашения о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения Находки и Владивостока, а также минимизации вредного воздействия на окружающую среду при перевалке угля.

Как сообщил агентству один из участников совещания, документ, который предлагается подписать персонально каждому стивидору, готовится весьма серьезный. Среди подписантов будущего соглашения профильные федеральные ведомства и структуры — Минтранс, Росморречфлот, Минприроды, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Росгидромет, а также администрация Приморского края.

В свое время с инициативой заключения соглашения со стивидорами выступил врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. И в марте 2018 года девять предприятий в Находке заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве с администрациями Приморского края и Находкинского городского округа. Стивидоры взяли на себя обязательства применять комплексные меры по охране окружающей среды, заявив на эти цели до 2020 года более 1,5 млрд рублей. Как отметил тогда Андрея Тарасенко, подписанные соглашения – только первый этап большой системной работы, которая призвана решить экологическую проблему в городе, а также предотвратить ее эскалацию в других муниципальных образованиях.

 Также совместно с контрольным управлением президента РФ администрации Приморья удалось добиться закрепления на федеральном уровне ужесточения мер воздействия на недобросовестных стивидоров в свете одного из важнейших поручений Владимира Путина – закрепления законом административной ответственности в виде приостановления деятельности стивидорных компаний при повторном нарушении ими санитарного и экологического законодательства. А при последующих нарушениях – расторжение договоров аренды.

В соглашении, проект которого рассматривался на совещании, как раз и оговариваются санкции, которые могут быть наложены на стивидора в случае нарушений, выявленных Росприроднадзором и Роспотребнадзором. Если нарушение будет повторным, ФГУП «Росморпорт» (структура Росморречфлота) сможет принять меры в соответствие с условиями договора аренды федерального недвижимого имущества, то есть причала, находящегося на территории стивидора-арендатора. Нетрудно догадаться, что крайней мерой в том или ином случае может быть расторжение договора аренды с компанией-нарушителем, после чего процесс перевалки становится невозможен.

Как видим, рычаг воздействия на стивидоров, благодаря участию в соглашении Росморречфлота, появляется нешуточный. Конечно, стивидор может уклониться от подписания соглашения, однако, учитывая большой общественный резонанс «угольного вопроса», вряд ли пойдет на это. Тем более что администрация Приморья и Росморречфлот сделали все для того, чтобы у ответственных стивидоров не возникло желание отсидеться за КПП своих терминалов.

Администрация Приморья, в первую очередь в лице врио губернатора, взяла на себя нелегкую задачу по консолидации стивидоров, надзорных органов, администраций муниципальных образований и общественности.

В свою очередь Росморречфлот, как рассказал собеседник ИА PrimaMedia, взял на себя роль посредника в обсуждении формы соглашения между стивидорами и контролирующими органами. Впереди работа по подписанию соглашения всеми стивидорами, работающими в Находке и Владивостоке.

Впрочем, как оказалось, у некоторых компаний есть возможность не входить в соглашение и при этом, как говорится, сохранить лицо. А все потому, что в соглашение, по непонятным причинам, не вошло ФГУП «Нацрыбресурс».

Дело в том, что все причальные стенки в портах России поделены между двумя федеральными структурами: ФГУП «Нацрыбресурс» отвечает за причалы, которые используют рыбодобывающие (рыбоперерабатывающие) предприятия, в ведении ФГУП «Росморпорт» находятся причалы, используемые компаниями торгового флота.

Так вот, как оказалось, среди стивидоров Приморского края есть компании, которые используют причалы Нацрыбресурса не для разгрузки-погрузки рыбной продукции, а для угольной перевалки (то есть не по назначению). Так, судя по информации, находящейся в открытом доступе в Интернете, в Находке, на причальных стенках ФГУП «Нацрыбресурс», располагается терминал ООО «Компания «Аттис Энтерпрайс», специализирующийся на перевалке угольной продукции.

И поскольку ФГУП «Нацрыбресурс» не вошел в готовящееся соглашение, его арендаторам расторжение договора об аренде не угрожает. Если только в ведомстве не решат, что угольной перевалке не место на причалах, предназначенных исключительно для рыбной продукции. А до этой поры причалы Нацрыбресурса являются слабым звеном в исполнении поручения президента РФ по улучшению экологической обстановки в южном Приморье.

Как сказал собеседник агентства, в любом случае правила игры для всех стивидоров должны быть общими. Прежде всего, конечно, следует разобраться, почему «рыбные» причалы были сданы в аренду под перегрузку угля. Ну и сделать так, чтобы условия соглашения и санкции за его возможное неисполнение были одинаковыми абсолютно для всех стивидоров. Тем более что многие из них прилагают все усилия для того, чтобы минимизировать влияние своей работы на окружающую среду, вкладывая в это немалые средства.