Эпидемия эпидемией, а дороги строить надо

Что бы там ни говорили хейтеры и критики, а Приморью с губернатором повезло. С действующим, разумеется. Особенно это заметно в сравнении с предшественниками. Казалось бы, обычный визит на приём к президенту (ну, хорошо, не совсем обычный, а онлайн) и разговор на злободневную тему – об эпидемии коронавируса и борьбе с ней в рамках региона. Доложи о текущей ситуации, отчитайся, что сделано, информируй о ближайших планах – и всё. Получи причитающуюся похвалу (если молодец) либо критику (если наоборот) и свободен.

Но Олег Кожемяко, похоже, тем и отличается как от своих предшественников, так и от некоторых других коллег, что из любого разговора с руководством страны старается выжать максимум, причём не только по обсуждаемым вопросам. Для начала – доложил, отчитался, информировал. Услышал от Президента «Олег Николаевич, молодец» (к слову, подобные эмоциональные оценки главы государства – редкость редчайшая) и пошёл дальше.

Сперва в русле всё той же злободневной темы: военные, мол, у нас в Уссурийске строят быстровозводимое инфекционное отделение, а нам бы и в Находке такое же. Аргумент убойный: Находка – город портовый. Имеется в виду, что риски появления из-за границы какой-либо заразы (не только сейчас бушующей, но и на перспективу) весьма высоки. Деньги на это у края есть. Главное – ресурсы военных строителей привлечь.

И тут же – уже в масштабах региона – просьба о строительстве краевой инфекционной больницы. Аргументы те же, что и про Находку: миграционные потоки, Приморье – ворота в страны АТР, нет возможности ограничить миграцию и использование иностранных рабочих. «А больница могла бы быть надёжным щитом от проникновения инфекций на Дальний Восток». Тем более, что уже почти всё есть для этого – подходящее здание, инженерные сети. Словом, начать да кончить. Но нужно содействие президента.

Дальше – больше. Казалось бы, какая связь между начавшейся эпидемией и краевыми дорогами и мостами? А вот прямая! Эпидемия эпидемией, а предприятия – основные драйверы экономики Приморья, «выполняющие и гособоронзаказ, выполняющие судоремонт, судостроение, <…> дорожно‑строительная отрасль, рыболовная промышленность», продолжают работать. Но как им работать, если в крае продолжается «мостопад»? Ведь только за последние полгода семь мостов разрушились. И это, безусловно, негативно сказывается на решении предприятиями текущих задач.

Но как решать эту проблему, если Минтранс сперва пообещал 30 миллиардов на 30 мостов до 2024 года, а потом урезал эту сумму до 7 миллиардов? Своих средств у края нет, и «сегодня даже завод «Звезда» вынужден думать о строительстве параллельной дороги в силу того, что мы не можем обеспечить существующими мощностями проход большегрузных автомобилей». Реакция президента показательна: звонок министру транспорта и поручение ему решить этот вопрос с губернатором Приморья и доложить о результатах.

А Кожемяко не останавливается. Тут же, в том же ключе и с аналогичными аргументами говорит президенту о главной головной боли Приморья последних лет – транспортной магистрали «Владивосток – Находка». Даже в нынешнем состоянии она приносит в доход государства по 500 миллиардов рублей ежегодно, а в перспективе – до 700 млрд. А состояние это, скажем прямо, отвратительное. Между тем, затраты на строительство новой дороги первой категории на 10-летний период  составляют 308,7 миллиарда – это всего 5,5% от того дохода, который принесёт трасса за эти годы.

«Сейчас там развёрнуты работы, перебазирована техника с центральных регионов России, часть работ выполнена, построен завод современнейший по ЖБИ. Если мы это остановим, мы потеряем и то, что создали, мы потеряем темпы, и самое главное мы так и останемся без возможности выхода в страны АТР. Прошу поддержать решение, важное для страны и, конечно, для Приморского края», – просит губернатор о включении этой стройки в программу финансирования.

И президент даёт «добро» на обсуждение вопроса с министром транспорта.

Финал. Аплодисменты. Мы серьёзно! Если в результате Приморье получит необходимое финансирование строительства мостов и новой трассы «Владивосток – Находка», это заслуживает аплодисментов от приморцев. В первую очередь, от находчан.