Ругать дороги – в России вообще и в Приморье в частности – давняя традиция и любимая забава. Но одно дело язвить по поводу их отсутствия и совсем другое – критиковать дорожных служб. Особенно, если они по-честному делают всё, чтобы нормальные дороги всё-таки были.

Аревшат Аветисян занимается ремонтом дорог в Находке вот уже двадцать лет. За это время предприятие, которым он руководит, из небольшой фирмы превратилось в крупную дорожно-строительную компанию, имеющую в активе два асфальтобетонных завода и десятки единиц техники. Сотни дворов, тысячи километров дорог, десятки тысяч «квадратов» уложенного асфальта. Гордость за проделанную работу. И… упрёки со стороны отдельных находкинских водителей.

— Ругать у нас любят. Признайтесь: обижают вас такие упрёки?

— Не то чтобы обижают… Я-то ведь знаю, что моё предприятие выполняет работу качественно на всех этапах. Я уверен и в своих специалистах, и в том, что и как они делают, и в качестве материалов, которые производятся на нашем заводе. Но досадно немного, когда ругают ни за что или вовсе не за наши просчёты. С одной стороны, понимаю водителей: им всё равно, кто делал конкретный участок, они не обязаны разбираться, почему здесь вот сделали, а там, через пять метров, не отремонтировали, или почему не все дороги в городе отремонтированы сразу, в один момент. Это нормально. И всё же немного обижает, когда ругают несправедливо, не по делу.

— Что значит «не по делу»? Бытует, например, мнение, что дорогу ремонтируют дороги так, чтобы за год асфальт разрушился, и тогда дорожники снова получат деньги на её ремонт.

— Это, наверное, самый несправедливый упрёк. Знаете, почему? Потому что такая схема невозможна в принципе! Может быть, до Путина, при Ельцине такое и могло быть: получили заказ, тяп-ляп сделали, деньги получили – и исчезли. Но в наши дни подобное невозможно! Потому что, во-первых, по действующему закону, на произведённую работу моё предприятие – не только моё, а любое, получающее подряд на дорожные работы – даёт пятилетнюю гарантию. Это значит только одно: если в течение пяти лет отремонтированный нами участок дороги начнёт разрушаться, то мы обязаны его восстановить ЗА СВОЙ счёт. Понимаете, да? Нам финансово невыгодно делать работу некачественно, потому что в противном случае придётся оплачивать и материалы, и зарплату рабочим, и работу техники из своего кармана. Это первое.

— То есть, если на через год на том же участке снова появилась ваша техника, то это исправление ошибок, которое бюджету ничего не стоит?

— Естественно! А второе – это постоянный контроль нашей работы со стороны городских, краевых и федеральных надзорных структур. Мы же работаем не только по муниципальным подрядам: ремонтируем дороги и краевого и федерального значения. Никто не примет отремонтированный участок без анализа в лаборатории. Они могут в любое время суток приехать, без предупреждения, сделать вырубку покрытия и провести анализ. И если что не так, то мы, как минимум, не получим оплату. Поэтому, повторю: за качество отремонтированных дорог нашим предприятием – отвечаю!

— В последнее время ремонту действующих и строительству новых дорог в крае уделяется больше внимания. Это как-то сказалось на вашем предприятии?

— Конечно! После того, как губернатором стал Олег Кожемяко, объёмы дорожных работ увеличились, по-моему, в три-четыре раза. Это очень много! И это очень хорошо! Дополнительное финансирование идёт из краевого и федерального бюджетов. Меня это радует, в первую очередь, как жителя Приморья. И, конечно, как профессионала радует тоже. Потому что, когда есть работа – это хорошо. И даже когда её много – это хорошо.

Вообще, по-моему, наш губернатор сделал что-то нереальное! Мы же, в Приморье, начали привыкать к тому, что дороги у нас почти не ремонтируются, и новые не строятся. Мне как дорожнику было больно видеть, как всё рушится, а я ничего не могу с этим поделать. Не буду камни кидать в ушедших, но ведь безнадёга была, честно слово! А сейчас, с приходом Олега Николаевича Кожемяко, не только надежда появилась, а результаты: и в прошлом году сколько сделали, и в этом году сколько делается. И, главное для меня, что я и моё предприятие тоже в этом принимаем участие!

Могу сказать, что мы готовы к такому увеличению объёмов. В прошлом году купили новый асфальтобетонный завод – вдвое мощнее того, что сейчас у нас есть. Сейчас идут монтажные работы. Планируем ещё новую технику закупить – асфальтоукладчики, катки, грейдеры. Потому что понятно: работы будет много, и с ней надо будет справляться качественно и в срок. Хотя, должен признать, есть одна проблема.

— Кадры? В Находке, говорят, туго со специалистами-дорожниками.

— Именно. И не только в Находке, а и во всём Приморском крае. Те местные специалисты, что имеются, я за них держусь изо всех сил! Потому что у них золотые руки, бесценный опыт! Таких мастеров я готов на руках носить, от запоев лечить (есть такая беда с некоторыми, к сожалению), всё, что нужно, для них делать. Зарплаты у них хорошие. Но у нас в Находке таких очень мало! Поэтому чтобы справляться с текущими объёмами работ, приходится привлекать специалистов из других регионов и даже стран. Другим компаниям, к слову, тоже: и Примавтодору, и федеральным – мы все в кадровом вопросе на «голодном пайке». Больше скажу: я хоть и директор, и депутат, но сам наравне со своими рабочими принимаю участие в ремонте. В любой момент, когда надо, надеваю жилет, перчатки, беру лопату – и вперёд!

— А кого-то из местных привлечь и научить? Ведь зарплаты приличные.

— К сожалению, мало кто идёт. Одни учиться не хотят. Другие грязной работой заниматься не хотят. Это очень тяжёлый труд. Но те, кто остаются, становятся профессионалами, которых мы ценим. И которые ценят свою работу. Потому что это всегда приятно – когда видишь результаты своего труда. Именно потому я требую от своих сотрудников качества: я хочу ехать по дороге и гордиться тем, что мы сделали, а не стыдиться за брак. Хочу слышать заслуженные слова благодарности, а не упрёки. И хочу, чтобы такое же отношение было у моих сотрудников!